Дата: 2014-04-11 Просмотров: 1150

Открылось четырнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

В городе Ташкенте 10 апреля 2014 года открылось четырнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Приглашенные члены Кабинета Министров, руководители министерств и ведомств, представители других организаций, средств массовой информации присутствовали на нём. Вёл заседание Председатель Сената Олий Мажлиса И.Собиров.

Свою работу Сенаторы начали с рассмотрения Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», внесенного на рассмотрение парламента Президентом Республики Узбекистан в порядке законодательной инициативы. Этот закон подготовлен и принят в соответствии с положениями и идеями, изложенными в докладе главы государства на торжественном собрании, посвященном 21-й годовщине Конституции Республики Узбекистан, определившем приоритетные задачи по значительному углублению осуществляемых в стране демократических реформ.

В Конституцию Республики Узбекистан настоящие изменения и дополнения вносятся в целях дальнейшей демократизации системы власти и управления, обеспечения поэтапной реализации принципа «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу», расширения роли палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан в системе органов государственной власти, их прав и полномочий в реализации стратегических задач внутренней и внешней политики, усиления функций высшего законодательного органа, представительных органов власти по контролю за деятельностью Кабинета Министров и исполнительных органов, а также повышения ответственности правительства, органов исполнительной власти на местах за реализацию задач социально-экономического развития страны.

Особо отметили Сенаторы, что закон станет важным фактором реализации конституционного принципа разделения властей – законодательной, исполнительной, судебной, дальнейшего развития системы сдержек и противовесов между ними.

Закон имеет огромное значение для дальнейшей реализации основополагающего принципа развития нашей страны – «От сильного государства – к сильному гражданскому обществу», формирования политического устройства, обеспечивающего надежную защиту прав и свобод человека и других общепризнанных ценностей и норм демократии, заложенных в Конституции страны.

В Основной Закон вводится институт парламентского контроля.

Важное значение в деле дальнейшего развития парламентаризма, многопартийной системы и межпартийной конкуренции, межфракционной борьбы, этой важнейшей составляющей демократического общества, имеет включение в Конституцию нормы о том, что кандидат на должность Премьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры в парламенте представляет программу действий правительства на ближайшую и долгосрочную перспективу.

В законе также предусматривается обязанность правительства представлять парламенту ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны.

Сенаторы подчеркнули важность закрепления в статье 98 Конституции норм, предусматривающих уточнение и расширение полномочий и прав Кабинета Министров.

В частности, на Кабинет Министров возлагается ответственность за проведение эффективной экономической, социальной, финансовой, денежно-кредитной политики, разработку и реализацию программ по развитию науки, культуры, образования, здравоохранения и других отраслей экономики и социальной сферы. Кабинет Министров координирует и направляет работу органов государственного и хозяйственного управления, обеспечивает контроль за их деятельностью в установленном законом порядке. Сенаторы подчеркнули, что эти положения, направленные на обеспечение самостоятельности и ответственности Кабинета Министров, продиктованы самой логикой политического и конституционного развития Узбекистана.

Значительно усиливают роль и значение гражданских институтов в решении важнейших задач в социально-экономической и гуманитарной сферах поправки к статье 32 Конституции. Норма этой статьи, определяющая, что граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, дополняется нормой о том, что это право реализуется также путем развития и совершенствования общественного контроля за деятельностью государственных органов.

В целях усиления независимости и в то же время ответственности органов исполнительной власти на местах перед представительной властью статья 103 Конституции дополняется нормой, устанавливающей обязанности хокима области, района и города представлять соответствующему Кенгашу народных депутатов отчеты по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города, по которым Кенгашем народных депутатов принимаются соответствующие решения.

Сенаторы также отметили особое значение поправок к статье 117 Конституции, закрепивших конституционные основы организации деятельности, функционирования и статуса Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан как независимого конституционного органа, формируемого парламентом. В Конституции закрепляются основные принципы деятельности ЦИК – независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость. Все это является важным шагом в деле дальнейшей демократизации избирательной системы.

Выступившие сенаторы отметили, что положения инициированного главой государства закона получают высокую оценку со стороны иностранных политических деятелей и специалистов, которые подчеркивают, что данные нововведения отвечают самым демократическим требованиям и общепризнанным международным стандартам. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы также рассмотрели вопрос о деятельности Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в 2013 году и приняли соответствующее решение.

Затем сенаторы рассмотрели и одобрили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в отдельные статьи Конституции Республики Узбекистан (статьи 32, 78, 93, 98, 103 и 117)», в соответствии с которым нормы действующего законодательства приведены в соответствие с поправками, внесенными в Конституцию Республики Узбекистан.

В ходе обсуждения данных законов сенаторы отметили, что их принятие, а также последовательная реализация демократических реформ в Узбекистане являются решающим фактором в деле обеспечения стабильности и устойчивого развития страны. Наряду с этим реализация инициатив главы государства по дальнейшей демократизации страны и формированию гражданского общества имеет важное международное значение.

В контексте международной ситуации сенаторы отметили, что Узбекистан, как и мировое сообщество в целом, не может не беспокоить ситуация в Украине и вокруг нее. Выразив поддержку позиции по этому вопросу, изложенной в известных заявлениях МИД от 4 и 24 марта с.г., сенаторы подчеркнули, что события, происходящие в Украине, приведшие к серьезным осложнениям ситуации и противостоянию, могущие привести к еще большей эскалации напряженности и трудно предсказуемым последствиям, создать реальную угрозу суверенитету и территориальной целостности страны, не могут не вызвать глубокой тревоги и озабоченности в Узбекистане.

Сенаторами было высказано мнение – разрешение создавшейся обстановки видится прежде всего в отказе от применения силовых вариантов и использовании политических средств и усилий для решения возникших проблем мирными средствами, путем переговоров, основываясь на фундаментальных нормах международного права и Устава ООН.

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», подготовленный во исполнение Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

Отмечалось, что данный закон направлен на дальнейшее совершенствование механизмов реализации конституционных прав граждан на информацию о деятельности государственных органов, обеспечение прозрачности, открытости их деятельности, а также повышение ответственности органов государственной власти и управления и их должностных лиц за качество принимаемых решений. Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» в новой редакции, разработанный в соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране и Указом Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2012 года «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству».

Отмечалось, что закон направлен на более четкое определение полномочий, прав и ответственности органов корпоративного управления и контроля, повышение роли и значения наблюдательных советов, общих собраний и ревизионных комиссий акционерных обществ с учетом практики применения и новых реалий развития рыночных отношений, повышение прозрачности и доступности информации о деятельности акционерных компаний для всех акционеров и потенциальных инвесторов.

По мнению сенаторов, закон будет способствовать дальнейшей демократизации рыночных реформ и либерализации деятельности акционерных обществ, совершенствованию системы корпоративного управления, повышению значения и участия класса собственников в экономике, дальнейшему углублению конкуренции на финансовом рынке, улучшению инвестиционной и деловой среды в нашей стране. Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы рассмотрели также Закон Республики Узбекистан «О профилактике правонарушений». В ходе пленарного заседания отмечалось, что закон направлен на дальнейшее совершенствование правовых механизмов профилактики правонарушений, повышение эффективности взаимодействия субъектов профилактики правонарушений, в том числе правоохранительных структур, обеспечение координации их деятельности, системности и упорядоченности предпринимаемых мер, а также унификацию многочисленных правовых норм, регламентирующих вопросы профилактики правонарушений.

По мнению представителей верхней палаты парламента, принятие данного закона позволит обеспечить формирование целостной нормативно-правовой базы в сфере профилактики правонарушений, будет способствовать дальнейшему укреплению правопорядка на местах, созданию эффективной, многоуровневой системы профилактики, обеспечивающей охрану общественного порядка, защиту прав и законных интересов граждан.

Затем сенаторы рассмотрели закон Республики Узбекистан об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей в новой редакции, подготовленный в рамках реализации положений Указа Президента Республики Узбекистан от 30 ноября 2012 года «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов» и Распоряжения Президента Республики Узбекистан от 29 декабря 2012 года «О совершенствовании деятельности Высшей квалификационной комиссии по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан».

В ходе заседания было отмечено, что нормы данного Положения направлены на дальнейшее совершенствование системы организационно-правовых механизмов отбора, подготовки кандидатов на должности судей, организации деятельности квалификационных коллегий судей всех уровней, на обеспечение подлинной независимости судебной власти.

Сенаторы также рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан», основной целью которого является дальнейшее совершенствование действующего законодательства в социально-экономической, общественно-политической и судебно-правовой сферах.

Законом вносятся изменения и дополнения в ряд законов – «О нотариате», «О связи», «Об исполнении судебных актов и актов иных органов», «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», «О Кабинете Министров Республики Узбекистан», «О порядке подготовки проектов законов и их внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О рынке ценных бумаг», Уголовный, Гражданский кодексы, ряд других актов законодательства.

Далее был рассмотрен вопрос о внесении изменений в состав Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан и принято соответствующее решение.

Сенаторы также заслушали и утвердили отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана) в 2013 году. Было отмечено, что деятельность Омбудсмана в прошлом году была направлена на осуществление мер по углублению парламентского контроля за соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти и управления, их должностными лицами, содействию совершенствованию законодательства в этой сфере.

Проведен ряд мероприятий по повышению правовой культуры и усилению взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти и управления, правоохранительными и судебными структурами, совершенствованию механизма общественного контроля за их деятельностью.

Особое внимание уделялось рассмотрению Омбудсманом жалоб и обращений граждан о нарушениях их прав и свобод, принятию законных мер по их восстановлению. В последнее время расширяется практика приема обращений по электронной почте. Наряду с этим среди населения популярна и другая форма обращений – личный прием Омбудсмана и сотрудников его Секретариата.

В ходе обсуждения сенаторы высказали ряд пожеланий и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана).

На этом первый день работы четырнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан был завершен.

Пресс-служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

Напоминаем, что издательско-полиграфический творческий дом "O'qituvchi" (ИПТД "O`qituvchi") выпускает оригинальные и переведенные учебники и учебные пособия для общеобразовательных школ, вузов, академических лицеев и профессиональных колледжей, а также методические пособия для учителей, художественные и популярные книги. Заказать книги

(ИПТД O`qituvchi)

Вернуться назад

В городе Ташкенте открылось четырнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Рекомендуем почитать новости:

В ИПТД «O‘qituvchi» выходит новый «Англо-узбекско-русский учебный словарь» автора Л. Жураева

Словарь содержит более 5000 слов. В конце словаря находится список географических названий и неправильных глаголов на английском, узбекском и русском языках.

Прогноз развития банковской системы Узбекистана

По мнению агентства «Moody’s», прогноз «стабильный» обусловлен высокими темпами экономического роста Узбекистана, которые сопровождаются значительными объемами инвестиций.

Также читают популярные новости на Oqituvchi.Uz

Войти / Регистрация
Закладки
Корзина покупок
Оформление заказа
Интернет-магазин книги в Ташкенте